в начало

Пещеры / Разбойничья и им. А.Тютюника / Описание

Подходы. Из Бийска можно запросто добраться рейсовым автобусом до села Солонешное (160км), райцентра Алтайского края, автобус ходит утром и в обед. Дальше регулярного транспорта нет, надо добираться по трассе в сторону деревни Чёрный Ануй через сёла Топольное (20км), Тог-Алтай до сворота на дер. Каракол (ещё 25км). Дорога не очень хорошая, но проходима на любом транспорте в любую погоду. Прямо перед впадением р.Каракол на трассе находится археологический стационар и туристический комплекс "Денисова пещера". Свороток направо (не доезжая пары километров до Чёрного Ануя), вверх по реке Каракол к одноимённой деревне представляет собой отличную неразбитую гравийную дорогу 18км.
         Существует ещё два варианта заезда, заведомо более длинных по километражу. "Классический" вариант, самая лучшая дорога, но самый длинный путь: Бийск – Горно-Алтайск – Усть-Сема – Семинский перевал – свороток с Чуйского тракта в селе Туэкта – Ябоганский перевал – свороток на Яконур – Келейский перевал – Чёрный Ануй – Каракол. Асфальт почти всюду, заканчивается только в Яконуре. И вариант номер три: Бийск – Горно-Алтайск – Усть-Сема – свороток с Чуйского тракта в Черге (выезд из села на дальнейшую трассу неочевиден) – перевал Кукуя – Барагаш – – Бешозек – Чакырский перевал – Яконур, далее как в предыдущей траектории. В этом варианте от Черги поначалу отличный асфальт, затем дорога щебёночная, на перевале Чакыр вновь асфальт. И не верьте картам: срезать из бассейна Песчанки через Ануйский хребет к Чёрному или Белому Аную можно только на вездеходе!
         Так или иначе, все пути ведут в село Каракол. Надо ехать сквозь деревню прямо по главной улице (направо будет отворот на ручей Пихтовый, налево – к маральнику). За деревней начинается плохая грунтовка по левому берегу ручья, по ней – прямо. В 2005 году в паводок возле прижима дорогу основательно смыло, но проехать в сухую погоду возможно. Налево, в первый лог вдоль собственно р.Каракол, будет отворот к сетке маральника. Основная дорога идёт дальше вдоль притока и поворачивает налево вброд последовательно через два ручья (1-й и 2-й Бельтешкин) в следующий лог, к стоянке археологов. (До поворота, направо и вверх на перевал уходит полузаросшая дорога к деревне Рыбное.) Археологи стоят на левом берегу ручья Пещерского у п.Каминная. Чуть недоходя их стоянки, дорога ещё раз поворачивает налево вброд через ручей Пещерский к сетке маральника. Дальше надо идти по дороге вверх по правому берегу этого ручья вдоль сетки до ворот. Ворота перелезаем, прямо по курсу – гора с пещерами, они находятся у вершины горы, но с обратной стороны. От ворот сильно заросшая дорога идёт вверх на правое плечо горы. С плеча дорога начинает спускаться, надо свернуть влево вверх к гребню. Тропинок много, путаные. У самого выхода на гребень каменные "ворота" – два известняковых лба, в левом – большой вход в п.Разбойничью. на гребне, 06.2005 вход в п.тютюника, 06.2005 Проходим сквозь "ворота" и поднимаемся на гребень, он достаточно острый, каменистый. Поворачиваем направо, двигаемся по нему вверх. Метров, максимум, через 100 справа, метров на 10 ниже гребня, вход в п.им. Андрея Тютюника – маленький грязный лаз вниз. Если при движении по гребню он начал понижаться, значит пещеру проскочили. Хотя вся гора покрыта лесом, и к пещерам нет торной накатанной дороги, найти их довольно просто.

колонны в п.разбойничья, 07.2003          Пещера Разбойничья. За большим красивым входом следует просторная галерея, приводящая к уступу 3-4м, стоит деревянная лестница. Дальше галерея раздвояется, можно идти вниз, можно забраться метра 2 в верхнюю галерею, дальше будет соединяющее их окно. Из нижней галереи следует ещё уступ метра 3-4 с лестницей. Над уступом справа белые колонны. С самого низа ведёт узкий горизонтальный ход метров 15-20 приводящий в маленький зальчик. 04.07.03 тут лежал дохлый оленёнок(?), что несколько портит впечатление от пещеры.

Пещера им. А.Тютюника. За узким входом следует узкий плавно нисходящий лаз с правым поворотом метров 10 длиной – самое грязное место пещеры: попавший снаружи чернозём и вода ложатся жирными мазками на лацканы парадных фраков. Далее начинается древний просторный меандр – грот "Берлога", в конце его небольшой зальчик. Из него самый верхний и самый широкий ход ведёт к уступу 5м. Завязаться можно лишь метрах в 10 раньше за горизонтальную перемычку между двумя ходами. лабиринтик, 06.2005 окошко к колодцу, 06.2005 Также на уступе слева в стену у самого пола забит спит, забит неудачно (верёвка трётся о перегиб), чуть ли не в единственный кусок монолита, порода вокруг трухлявая. За уступом короткий ход приводит к маленькой площадке над колодцем. Если из зальчика не лезть широким ходом по верху, можно спуститься в одну из трёх вертикальных дырок метров на 5, они выглядят страшно, но спуск – лазанье свободное, лёгкое. колодец, 06.2005 По небольшому лабиринтику, от души украшенному кораллитовой натёчкой, несколькими альтернативными путями выходим к площадке над колодцем, обойдясь, таким образом, без навески на уступе.
         Колодец 18м выпадает в большой зал "Аудитория". Навеска организуется за большой натёчный выступ слева (перила), далее за спит на потолке (его необходимо продублировать), на сегодня верёвка слегка трётся о полку посередине отвеса (нужен протектор), всего требуется около 30м верёвки. Приземляешься в центре грота. Двигаясь по завалу вправо в самый низ приходим к дыре – уступ "Живчик". Уступ неприятный – проходится лазаньем, но все камни живые, навеска тут, возможно, только навредит, можно сдёрнуть на голову булыжник. дно, 07.2003 грот музыкальный, 06.2005 Дальше уступ плавно переходит в нисходящий обвальный ход. В нижней части ход превращается в узкие тупиковые лазы вниз между стеной-потолком и завалом, чуть раньше есть горизонтальный отворот вправо. Характерное место сразу после отворота – абсолютно ровная отрицательная левая стенка. Дальше ход расширяется и ведёт вверх в просторный обвальный грот "Женьки". Направо и вверх по завалу можно влезть в маленький меандроподобный закоулок со сталактитами и кораллитами – грот "Музыкальный".
иллюминатор, 07.2003 аудитория, 06.2005          Возвращаемся в "Аудиторию". От навески влево вверх, в противоположный "Живчику" угол. Тут начинается довольно широкий ход, виляющий то вверх, то вниз. После очередного взлёта приходим к характерному окошку "Иллюминатор" в тонкой стенке из натёчки диаметром сантиметров 40. резонатор, 06.2005 За ним расположена небольшая камера "Резонатор" со склинивающимися вверх ходами, именно они, по-видимому, дают необычный эффект - мощное усиление низких звуковых частот. Из "Резонатора" вниз есть короткий тупиковый ход.
         Из "Аудитории", ведёт ещё один ход, "Пропеллер", очень узкий и сложной конфигурации. Вход в него внизу завала, но заметно левее "Живчика", по словам Сергея Ткаченко, это окошко на стенке, на высоте метра 4. Ход заканчивается небольшим гротом, из которого ведёт восходящий и заваленный нисходящий тупиковые ходы.