в начало

Пещеры / Туткушская / Описание

урлуаспак

     Подходы. Из Бийска – автобусом или другим автотранспортом до Горно-Алтайска. Далее надо добираться вверх по р. Майма, минуя деревни Кызыл-Озёк, Бирюля, Александровка до села Урлуаспак, дорога хорошая, но автобус ходит только до Бирюли и лишь четыре раза в неделю, надо брать машину в Горно-Алтайске. В Урлуаспаке сливаются два ручья, правый (орографически) из которых, собственно, Майма. Основная улица идёт вдоль левого притока Маймы, налево же, по Майме, есть ответвление в центре деревни. К пещере можно идти двумя путями.
     1. В деревне двигаемся прямо, по основной улице. Метрах в ста за деревней дорога переходит на правый берег ручья, от неё вверх на правый борт долины полого забирается конная тропа. Вскоре справа к ней подходит круто поднимающаяся лесовозная дорога. Через 40 минут подъёма справа у дороги родник. Ещё через 40 минут достаточно крутого подъёма дорога выходит на плоские верха. Тут есть ответвление направо, но основная дорога с глубокими колеями и лужами идёт налево и через 20 минут приводит к новой развилке, прямо перед ней слева вытоптанная лошадьми полянка. По менее накатанной правой дороге через 15 минут выходим на открытый перевальчик, откуда открывается вид на долину ручья Туткуш. Отсюда видно место, где расположен вход в пещеру: на правом борту долины, под плотной группой пихт на дальней большой поляне. Пихты растут на верхнем краю поляны, которая спускается к самому ручью. Прямой дороги к пещере нет, надо спуститься с перевала по заросшей дороге вниз, а в том месте, где дорога резко повернёт на 180 градусов направо, надо свернуть с неё к пещере. Считается что этот путь к пещере длиннее, чем путь номер 2. Если и так, то незначительно.
     2. В деревне сворачиваем налево и двигаемся по дороге по левому берегу Маймы. Дорога упирается в ворота маральника (теперь тут пафосная база отдыха "Алтай Resort"), но вправо сворачивает грунтовка и идёт вдоль сетки. Около часа дорога идёт почти ровно. Есть слабо накатанные ответвления, но путь более-менее очевиден. Надо держаться право. Дорога заворачивает вправо, переходит один из ручьёв и идёт вверх к перевалу. Тут тоже есть ответвления, надо забирать направо. На перевале дорога резко выходит из леса, открывается вид на склон с пещерой. Перевал, описанный в пути номер 1, находится правее. Спускаемся с перевала по поляне вниз к удобной стоянке у ручья на опушке леса. К пещере с правого края поляны ведёт полузаросшая дорога. Суммарно путь занимает около 3 часов. Как и в первом варианте.

вход уступ
     Пещера. Вход в пещеру – провал 1.5х3 м. Входной колодец 17 м, можно завязаться за пихту слева от входа, далее перестёжка на отрицательной стене. Колодец отвесный только последние 7 м. Внизу стоит старая осклизлая деревянная лестница. Из-под колодца направо вниз начинается большая галерея Бийский Проспект. Довольно долго по нему надо спускаться вниз без особых вариантов, но если постараться, под правой стеной можно найти проход в небольшую подзавальную системку. Справа в Бийский Проспект вливается объёмный разлом с капелью, после чего Проспект плавно переходит в каскад уступов Эскалатор. Первое серьёзное препятствие – колодец 10 м, слева шлямбурный крюк. Можно пройти над колодцем в распоре и спуститься свободным лазаньем, а можно немного выше колодца залезть вправо к параллельному более простому колодцу с удобными зацепками, лазание свободное, необходима страховка, навеска за проушину слева. Вскоре ещё один колодец 10 м, опять возможны варианты, удобнее лезть слева, нужна страховка, навеска за проушину чуть выше справа. Почти сразу за колодцем ещё небольшой отвесик 5м, нужна страховка. Отсюда налево по восходящему ходику можно выйти к окну в объёмный разлом – т.н. Трубы с Мозгами метрах в 15 от дна, потолка также не видно. Далее по наклонной косой щели выходим к гроту Распутье, где есть площадка для ПБЛ на палатку под 4-5 человек. (Внимание! Из соображений сохранности пещер использование ПБЛ крайне не рекомендуется! Полное прохождение Туткушской не требует установки подземного лагеря.) Не доходя Распутья из косой щели есть два прохода в Трубу с Мозгами, второй из которых проходится простым лазанием. На самом выходе в Распутье ещё один отвилок – к кораллитовому меандру и капели, где можно набрать воду.
труба труба
     Трубы с Мозгами представляют собой высокий разлом, разгороженный перемычками на систему трёх труб. Самая северная, куда выходит окно из Эскалатора, – сухая. Средняя труба – с большим количеством натёков и капелью. Дальняя (южная) – тоже с капелью, отмывшей древнюю натёчку до коренной породы. В дальней трубе можно подняться по дальней стене на 10м до большой полки с натёчкой (по пути один страховочный крюк и один крюк на полке), далее в углу ещё несколько метров подъёма до тупика. Отсюда можно видеть большое окно, соединяющее Южную и Среднюю трубы. Пройдены ли все три трубы до верха – неизвестно.
очко очко
     Из Распутья надо подняться на стеночку 2.5 м, лазанье сложное, не за что зацепиться (на январь 2014 тут висит стационарная сопля), всё осложняется тем, что сразу за стеночкой глухой колодец вниз 10 м. Это т.н. Очко. Обычно первый встаёт на плечи своему товарищу и влезает в Очко, кто-то ещё страхует его из Распутья от падения в колодец. Дальше этот первый может пройти со страховкой над колодцем, и немного дальше завязать страховку ~15 м за выступ для остальных. Почти сразу за очком ещё один колодец 10 м, колодец отвесный, навеска за крюк и стационарную тросовую петлю.
к блинам блины
Далее вниз ведёт меандр и через узкий ход выводит к Блинам. Направо – Малый блин, на входе справа труба с капелью, тут же выходит из узости ручеёк, а уже дальше, собственно, сухой Малый Блин, заканчивается натёчными тупиками. Налево – Большой блин – широкий плоский ход, надо ползти вдоль ручейка сперва слева, затем справа от него. На потолке кальцитовые кристаллы в изобилии (к 2014 году уже по большей части обломаны). Блин выводит в галерею, справа большая яма, надо забираться налево к неширокому ходу, посреди которого торчит треугольный камень Яйцегрейка, за ним галерея, приводящая к озеру. Его обходим слева и выходим в большой грот Сказочный Подарок.
озеро в алтаре натёчная глыба столб
     Грот представляет собой огромную обвальную галерею. Если двинуться по ней направо, вскоре под правую стену будет спуск в грот Алтарь, часто залитый озером до разного уровня, смотря как повезёт. Дальше прохода в Алтарь грот вскоре заканчивается. Если же двигаться влево, оставляем справа белую натёчную глыбу с капелью с потолка, пухлые сталагмитики, огромный "сахарный" столб. Чуть не доходя этого столба по левой стене труба, под которой натёчный конус, труба пройдена до верху (2014), тупик. Сразу за столбом налево круто вверх над выносом глины ещё один ход, лазанье довольно опасное, выводит в тупиковый гротик, на потолке которого есть непроходимая узость протяжённостью ~2м, за которой видно продолжение.
арка временное озеро цветы
     Вернёмся в Сказочный Подарок. Проходим через арку в дальнюю часть грота, слева вверх по катушке, на высоте метров 15 вход в систему Третье Дно, об этом чуть позже. Двигаясь же дальше по гроту, спускаемся в дальнем конце по завалу ещё к одному озеру, которое впрочем иногда исчезает. В гроте масса разнообразной натёчки и кристаллических цветов.
временное озеро 3-е дно
     Подъём к системе Третьего Дна осуществляется лазаньем, сперва оно лёгкое, в конце сложный участок. Сразу после подъёма полочка, сталагнат для навески в обе стороны и труба вниз на 20 метров, сверху висит белая люстра из натечки, с которой бежит капель. Со дна колодца узкий проход в грот с реликтовым озером. Далее просторная галерея приводит к катушке, нужна навеска ~15м, внизу озеро. Далее подъём до уровня древнего заполнения галереи глиной и натёчкой и выход к тупиковым горизонтальным ходам.
     Интересной является ситуация с водой в пещере. В принципе, в пещере нет современных активных водотоков, есть только капель довольно заметная уже в Эскалаторе, а по блинам слабо течёт ручеёк. Расход воды слабо увеличивается в межсезонье. Уровень воды в озёрах Сказочного Подарка и Третьего Дна менялся многократно со времени открытия пещеры, что связывают с землетрясениями на Алтае. Однако, в августе 1995 года диггеры неожиданно столкнулись с паводком, из-за которого вся система Сказочного Подарка была затоплена. Подобное наблюдение никогда больше не повторялось.