в начало

Пещеры / Технологическая / Описание

кыркыла, поворот на черемшанку, 08.2005          Подходы к пещере аналогичны подходам к п.Алтайской, ибо расстояние от Алтайской до Технологической составляет около 600м. Итак.. Из Бийска относительно просто добраться до села Алтайское, ежедневно ходит автобус. Далее нужно каким-то образом двигаться по старому Чуйскому тракту (на Чергу) через деревни Сараса, Рудник, Пролетарка до села Кыркыла. дорога от черемшанки, 01.2003 вдоль сетки, 12.2004 Тут есть вполне проезжий отворот налево на деревню Черемшанка, не доезжая Черемшанки будет отворот направо в Басаргино. В Черемшанке есть маральник и несколько домиков, где можно переночевать и оставить машину. От Черемшанки вверх по речке вдоль сетки маральника уходит плохая грунтовая дорога, зимой полностью засыпанная снегом. Километров через 5 сетка кончается, а дорога продолжает идти вверх по долине. подъём на плато, 01.2003 подъём на плато, 01.2003 Главное – вовремя свернуть налево из основной долины вверх по логу, выходящему на плато п.Алтайской, зимой все дороги засыпаны снегом. Дорога выходит на плато через самый низкий перевальчик из тех, что окаймляют плато. На плато всего два оврага. Огромный овраг п.Алтайской начинается в дебрях заросшего березняком болота, занимающего весь центр плато, и утыкается в поросшую соснами сопку. истоки оврага №2, 07.2005 Её видно прямо с перевала, на противоположном краю плато. Дороги в этих краях носят условный характер и зависят от текущей народохозяйственной деятельности местного населения. По дороге или без можно огибнуть болото справа по покосам, и выйти к оврагу №2, который заканчивается справа от сосновой сопки. Начинается же овраг в логу позади сопки. Вход в пещеру на правом борту.
         Существует несколько альтернативных вариантов заброски. Например – свернуть в Пролетарке налево вверх по логу р.Мал.Кыркыла. Дорога неважная, торчат крупные валуны, местами, наоборот, топкие лужи. Зимой дорога может быть не накатана. Дорога идёт на пасеку, через несколько километров с неё нужно свернуть направо по наиболее накатанному отвороту, вверх по ручью Сухой Лог. После этого начинается длинный подъём на перевал. изба дяди Пети, 12.2004 через ручей, 09.2004 вверх по руч.Устюбинскому, 08.2005 После подъёма дорога траверсирует вдоль левого склона, справа появляется сетка маральника. Дорога начинает спускаться в долину ручья Светлый. После того как сетка заканчивается, надо сворачивать в первый же отворот направо (ручей Устюбинский). Тут дорога совсем слабая, идёт около километра-двух по лесу и выходит к развилке. Прямо по поляне уходит дорога к избе, хижине дяди Пети. Налево – переходит через ручей и поднимается на перевал. На перевале она поворачивает на 90° направо и идёт вверх по гребню, выводя на плато п.Алтайской с другой стороны, чем в первом варианте добора. Спустившись с перевала на плато, надо двигаться по исчезающей дороге вдоль леса по левой кромке покосов. Путь проходит между сосновой сопкой и оврагом п.Алтайской и, далее, огибая сопку, к оврагу п.Технологической.
         Возможен комбинированный вариант добора из первых двух. Старт происходит в Черемшанке, но не вверх по речке, а перед маральником сразу налево, вверх по притоку. Крутой подъём выходит на перевал, с которого немного справа видно сетку маральника. Пешком – можно идти вдоль неё и начать спуск к Светлому, чтобы потом выйти к хижине дяди Пети. Машиной же придётся делать огромную петлю и спускаться на дорогу из Пролетарки до перевала на Светлое.
         Есть и ещё один способ добора, который начинается от села Камлак, на Чуйском тракте. От Камлака надо подниматься вверх по речке как к п.Кёк-Таш, но не сворачивать на перевал выше третьей дойки, а продолжать двигаться по логу, и перевалить на р.Устюба, с которой можно подняться на плато п.Алтайской чуть правее, чем в способе N1.

вход, 07.2005          Пещера. Вход в пещеру начинается выкопанным вертикальным шурфом в правом борту оврага, в нескольких метрах выше дна. Вышерасположенный борт закреплён от сползания временной берёзовой крепью. За шурфом следует штрек, расширивший узкий плавно нисходящий меандр, приводящий в небольшую камеру с бревенчатым карманом для породы, тут была вскрыта шурфом глиняная пробка. На потолке брёвнами закреплён завал. Налево вниз ответвление сквозь завал идёт узостями к верху колодца. Основной же ход, расширенный технологией, идёт по древнему меандру направо и за крутым поворотом "под себя" выходит в две последовательные камеры. графские навалины, 08.2005 Коротенький меандр выводит к 16м колодцу. Перила начинаются от анкера на правой стене в меандре, навеска – от следующего анкера возле удобной полочки, верёвка 20м. Стены сильно растресканы, отваливаются отслойки. Прямо напротив выхода меандра в колодец, в противоположной стене видна щель, из неё в сильный паводок выходит вода, в слабые паводки вода идёт внутри щели, выходя в меандре под колодцем. струя, 08.2005 меандр, 08.2005 уступ, 08.2005 Посередине можно закачнуться на отсевший блок и пройти в тупиковый меандр Графские Навалины с кучами окаменелой глины. Cо дна колодца ход идёт в следующий зальчик, сюда приходит параллельный ствол колодца, видимый сверху. Начинается меандр. На входе из дырочки в потолке выливается приточек: в паводок струёй, в межень капелью. Чистое дно меандра, но глиняные и натёчные стенки говорят об отсутствии здесь катастрофических паводков, максимальный расход ручья составляет около 20 л/с. Внезапно меандр поворачивает налево на 90° низким и узким ходом длиной метров пять к 3м гладкому уступу. Перед этим поворотом навстречу приходит приток, по которому можно подняться до восходящего завала.
         Вернёмся к уступу. Навеска за спит слева на выходе из узости. Меандр продолжается уступчиками, выходит на дайку чёрной нерастворимой скользкой породы. Аналогичные включения есть в п.Алтайской, на колодце Артёма, в виде отдельных ножей. колодец к23 в паводок, 08.2005 Перила начинаются от анкера на правой стене, на последнем уступчике меандра. Уступ спускается на полку, здесь завёрнут следующий анкер. На эту же полку выходит узкий меандр левого притока (приточный меандр на вид промытый, но в средний паводок был сухим, 08.2005). Колодец идёт вниз покатой катушкой вдоль дайки на следующую полку. Анкер за полкой, на пололке. Слева от анкера заклиненный между стен шатающийся камень весом не менее тонны. Нижняя часть колодца почти отвесна. Глубина колодца 23м, верёвка 30м. По потолку зала видна уходящая налево за поворот щель верха древнего меандра.
стенка с8 над ползуном, 08.2005          На дне колодца завал из глыб известняка вперемешку с валунами дайки. В дальнем конце под вертикальную стенку уходит низкий подваленный ползун с лужами и глиной. Над этой стенкой высотой 8м (пройдена 05.08.2005. Кротов Денис, Розанов Алексей, Ткаченко Сергей) расположена покатая полка с висящими глыбами, с полки вверх уходит стеночка, затыкающаяся непроходимой узостью. Наконец, возле правой стенки зала, между монолитом и завалом вниз уходит узкий ход, который был разобран и прокопан летом 2007-го года (Техно '2007, Снова техно '2007), ведущий в новую часть пещеры, о которой чуть ниже. Направление этого хода противоположно ползуну.
         Основной ход ведёт в ползун. Широкий, но низкий, он заставляет ложиться в глиняную жижу. Через несколько метров ход превращается в классический меандр, слабонаклонный, с обилием крутых поворотов, маленького сечения. Ещё через пару десятков метров меандр начинает падать круче, становится выше, следуют уступчики. Сверху навстречу, как бы по верху основного меандра подходит приток, выходящий из непроходимых узостей – Барнаульский приток. Основной ход неожиданно ныряет в сифон. Зеркало практически круглое, диаметром около метра. Следов подъёма воды нет, но сифон непроходим. Скорее всего, вода из сифона выходит в новой части пещеры, хотя напрямую это не доказано. Тяга в нижней части пещеры практически отсутствует, во всяком случае уже в ползуне пар совершенно не выветривается.
         Итак, со дна к23 в завале уходит вниз ход, выводящий к вертикальной узости, расширенной впоследствии технологией. Спускаемся на дно старого меандрика, вперёд он быстро тупикуется, назад – ведёт к технологично расширенному очку в уступ у12, на дне которого из узкой галерейки вытекает вода, вероятно, из верхнего сифона. Вокруг у12 есть закольцовка с непроходимой узостью. Через каскад уступов у5, у11 попадаем к очередной узости, потребовавшей технологии, она выпадает в у10. На дне этого уступа налево ответвляется ход к паводковым узким сифонам, а по основному ходу очередная узость, расширенная инженерными методами. За ней вода выпадает на старую галерейку с притоком и на отметке −120 м уходит в глухой сифон.