в начало

Пещеры / Алтайских спелеологов / Описание

кыркыла, поворот на черемшанку, 08.2005          Подходы к пещере сродни подходам к п.Алтайской, поскольку по прямой расстояние между пещерами не более 2км. Итак... Из Бийска относительно просто добраться до села Алтайское, ежедневно ходит автобус. Далее нужно каким-то образом двигаться по старому Чуйскому тракту (на Чергу) через деревни Сараса, Рудник, Пролетарка до села Кыркыла. дорога от черемшанки, 01.2003 вдоль сетки, 12.2004 Тут есть вполне проезжий отворот налево на деревню Черемшанка, не доезжая Черемшанки будет отворот направо в Басаргино. В Черемшанке есть маральник и несколько домиков, где можно переночевать и оставить машину. От Черемшанки вверх по речке вдоль сетки маральника уходит плохая грунтовая заброшенная дорога, зимой полностью засыпанная снегом. Километров через 5 сетка кончается, а дорога продолжает идти вверх по долине. подъём на плато, 01.2003 подъём на плато, 01.2003 Главное – вовремя свернуть налево из основной долины вверх по логу, выходящему на плато п.Алтайской, зимой все дороги засыпаны снегом. Дорога выходит на плато через самый низкий перевальчик из тех, что окаймляют плато. Прямо напротив, на другой стороне плато, видна сопка, поросшая соснами, в неё утыкается овраг п.Алтайской, берущий начало в заросшем березняком болоте в центре плато. Надо пересечь плато, оставляя слева болото и сосновую сопку, и выйти к также поросшему лесом оврагу №2. вид от оврага №2 на перевал к Пас, 07.2005 Оставляем овраг слева, и двигаемся вдоль него вверх по логу, огибая таким образом сопку с соснами. Справа останется перевал на плато Метлево, летом на него идёт дорога. Овраг заканчивается. Впереди ещё один островок леса, от него поднимаемся направо вверх на чётко выраженный перевал между двумя высокими сопками, выход на перевал через кусты и деревья. Спускаемся прямо вниз по открытому склону, и на дне лога обнаруживаем небольшой слепой овражек. За овражком чуть ниже тянется цепочка из двух воронок. Вход в пещеру на дне оврага. Можно от оврага №2 перевалить в сторону плато Метлево, но свернуть вверх по первому же логу влево, взять ещё один пологий перевал и выйти к пещере. Этот вариант подходит для заброски на полноприводной машине, поскольку путь идёт по открытым покосам и вырубкам.
         Существует несколько альтернативных вариантов заброски. Например – свернуть в Пролетарке налево вверх по логу р.Мал.Кыркыла. Дорога неважная, торчат крупные валуны, местами, наоборот, топкие лужи. Зимой дорога может быть не накатана. Дорога идёт на пасеку, через несколько километров с неё нужно свернуть направо по наиболее накатанному отвороту, вверх по ручью Сухой Лог. После этого начинается длинный подъём на перевал. изба дяди Пети, 12.2004 через ручей, 09.2004 вверх по руч.Устюбинскому, 08.2005 После подъёма дорога траверсирует вдоль левого склона, справа появляется сетка маральника. Дорога начинает спускаться в долину ручья Светлый. После того как сетка заканчивается, надо сворачивать в первый же отворот направо (ручей Устюбинский). Тут дорога совсем слабая, идёт около километра-двух по лесу и выходит к развилке. Прямо по поляне уходит дорога к избе, хижине дяди Пети. Налево – переходит через ручей и поднимается на перевал. На перевале она поворачивает на 90° направо и уходит на плато п.Алтайской с другой стороны, чем в первом варианте добора. Нужно на перевале свернуть с дороги, перевалив прямо, спуститься в долину Шишкина ручья, и из него подняться к пещере в истоки Узкого лога.
         Возможен комбинированный вариант добора из первых двух. Старт происходит в Черемшанке, но не вверх по речке, а перед маральником сразу налево, вверх по притоку. Крутой подъём выходит на перевал, с которого немного справа видно сетку маральника. Можно идти (или ехать) через лог прямо к ней и далее вдоль неё, и выбраться на дорогу из предыдущего параграфа, прямо на перевале к Светлому. Этот вариант оптимален для заброски на полноприводном транспорте в сухую погоду.
         Есть и ещё один исторический способ добора, который начинается от села Камлак, на Чуйском тракте. От Камлака надо подниматься вверх по речке как к п.Кёк-Таш, но не сворачивать на перевал выше третьей дойки, а продолжать двигаться по логу, и перевалить на р.Устюба, с которой можно подняться на плато п.Алтайской чуть правее, чем в способе N1.

Пещера. Вход находится на самом дне оврага, рядом, чуть выше, парящая зимой щель. В паводок ручей в овраге втекает прямо во вход, пиковый расход ~10л/с. Вход узкий, приходится лезть под мощную глыбу, лежащую чёрт-те на чём. Далее идёт узкий наклонный ход, с крутым поворотом налево. После расширения следует первый колодец у8, перила и навеска за анкера на левой стене. Можно закачнуться на полку и попасть в систему из нескольких коротких ходов и трубы, параллельной стволу колодца. По трубе можно подняться до самого верха колодца, уперевшись в висячий завал. Видимо, тут тяга из пещеры выходит в продушину рядом со входом. Со дна у8 после короткого меандра со следами расширения выходим к колодцу у14, перила, навеска, чуть ниже перестёжка: всего три анкера. Вниз идёт технологически расширенный короткий меандр, выводя к к40. Перила, навеска, три перестёжки, всё за анкера. Навеска в паводок очень сильно заливается. Вернёмся немного назад: со дна колодца у14 можно через неширокий сыроватый ход подлезть вверх к восходящему уступу, метров 5, и подняться по нему к полуметровому окошку в колодец. Это к60, ствол параллельный к40. Выше окошка выходит приточный узкий меандр, из него в паводок выходит ~10% воды. Перед окошком забиты два спита на правой стене, за окном, метрах в трёх, ещё один спит справа, затем спит не доезжая нескольких метров первой покатой полки с глиной и натёчкой, которая подходит справа (всё по ходу движения), и ещё один спит метрах в трёх ниже и заметно левее на растресканном выступе чистой породы. Отсюда спуск на вторую полку, которая приходит слева, и последний спит на выходе на катушку, на правой стене. Катушка выпадает в основной ствол к40 несколькими метрами ниже его первой перестёжки.
шхельда, 08.2005 база, дно к40, 08.2005          На дне к40 разровненая площадка под небольшую базу на 4-х человек. База паршивая: места мало, в межень воды нет, из двух параллельных стволов колодца могут сыпать камни, в паводок на площадке жидкая глина. В дальнем сухом углу базы расширенная щель, ведущая в Шхельдовые трубы, которые соединяются ниже с основным ходом. Основной ход со дна к40 ведёт под ненадёжную глыбу в лаз, выходящий в наклонный сильно разрушенный ход, выводящий к наклонному уступу у10, навеска за анкер. Сразу под уступом подлазим на перемычку, тут на левой стене перила и навеска за анкера в наклонный колодец к23, идущий тремя уступами. Чуть ниже навески вправо уходит восходящий ход. К нему можно закачнуться и подняться по крутой тупиковой трубе на 20м. После первой перестёжки к23 справа вверх уходит ещё один восходящий ход, за узостью в нём можно пройти к восходящему колодцу 15-20м, и системе узких ходов. После второго уступа к23 в потолке небольшая дырка, сюда выходят Шхельдовые трубы. Со дна к23 вниз продолжает идти разрушенный ход, превращаясь в двухэтажный меандр. Весь он выпадает к очередному уступу у6. Нижние уступы к23 и у6 пробиты спитами по левой стене, навеска требует протектора в двух местах.
         У6 представляет собой небольшой грот, где соединяются два водотока и уходят в "ну очень противный меандр" (ПМ). Слева от у6 видна стенка, на верху которой виден вход в Рождественский Меандр. Действительно, стенку можно пройти свободным лазаньем со страховкой, забито три спита. Навеска 15м за спит и сталагмит слева. От навески поднимаемся в 3м камин, и выходим к большой очень белой натечке на правой стене, мимо неё, почти не запачкав, можно протиснуться к расширению со сталактитами и макаронами, прямо и вверх идёт тупиковый ходик, а налево вход мимо висячей сопли в восходящий меандр. Меандр идёт метров 50, утыкаясь в крошащуюся 5м стеночку. Посередине меандра есть непроходимое отверстие, соединяющееся со Шхельдовыми трубами. Очевидно, что все три ствола заложены по одному разлому.
         Со дна у6 начинается ПМ – очень высокий, до 10-20м узкий меандр, проходимый в разных местах на разной высоте. Кроме самого дна стены ПМ покрыты осыпающейся глиной. Верха украшены макаронами и сталактитами. Что дальше – автор этих строк не видел, но сказывают, что за ПМ следует уступ у9 и ещё один, "ну очень узкий меандр" (УМ), который проходится лишь на боку, ползком по дну. За УМом следует каскад уступов и завал, которым заканчивается пещера. Очевидцы утверждают, что по следам на глине ясно, что дно полностью затапливается, чуть ли не до середины ПМ.