в начало

Пещеры / Большая Медведица, Малая Медведица / Описание

Подходы. Пароходом, космолётом или самокатом – до Бийска. Отсюда две альтернативных дороги к Телецкому озеру: одна вдоль Бии, через Турочак до Артыбаша; другая по Чуйскому тракту до Горно-Алтайска, далее через два перевала до Верх-Бийска опять в Артыбаш.брод через самыш, 11.2005подъём по кулуару, 11.2005 Оба пути одинаковы по километражу, но второй предпочтительнее по качеству дороги. От Артыбаша до Иогача – мост через Бию. Вверх по речке Иогач уходит лесовозная дорога. Через несколько километров налево по полуразрушенному мостику уходит отвилок на перевал к реке Самыш. До Самыша можно доехать на машине, но дальше дорога заросла и на ней смыты мосты. Путь идёт вниз по Самышу до склонов горы Кокуя, дважды приходится бродить. Подъём к пещере очень крутой и долгий, сперва по тайге, потом по горелому бурелому. Пещеру снизу не видно, и найти верный путь без проводника нелегко. Другой вариант подходов – через Южное плато, с подъёмом на гребень, уходящий от г.Кокуя на юг. Однако и этот путь не прост: приходится спускаться по крутому забуреломленому склону со скальниками и траверсить вдоль склона до входа в кулуар, в верху которого вход в пещеру.

вход засыпан, 05.2006 вход, 11.2005 конус, 11.2005          Пещера Большая Медведица. Вход представляет собой просторную горизонтальную галерею в основании отвесной стены со скальным кулуаром. На входе насыпан конус грунта, ссыпавшегося по кулуару, который подпруживает вытекающий из пещеры ручеёк, в результате чего в галерее образовалось озеро глубиной около 1 м. Зимой поверх грунта насыпается снежный конус, который может полностью перегораживать вход, уровень озера поднимается, частично оно замерзает. За озером длиной 25 м галерея ещё расширяется, образуя грот. Сразу за озером влево под стену уходит подтопленый ползун в Левую ветвь, о которой ниже. Вдоль левой стены грота – самый просторный и пологий ход идёт в грот Узел. Направо и вверх из Узла просторный проход в зал Шляпа Экзюпери. Сюда же можно попасть от озера ещё двумя ходами, которые заметно круче, но проходятся лазанием.
         Из Узла вдоль левой стенки продолжается галерея, выходит на сочащийся навстречу ручеёк, по которому можно подняться до 2м уступа. На уступ можно влезть лазанием и через 15м подойти к истоку ручья, он вытекает из дырки в монолите диаметром 10см. Вниз по течению ручей сворачивает из галереи в меандр, по которому можно пройти до места ухода воды в глиняную узость. Ручей, всего через 5 метров неизвестности, появляется вновь, но уже в Левой системе.
над шляпой экзюпери, 11.2005          В гроте Шляпа Экзюпери можно подняться вдоль зеркала левой стены в дальнюю часть, на верх завала. Потолка не видно, высокий неширокий разлом. Двигаясь вдоль левой стенки упираемся в щель. Её можно облезть правее за глыбами, и продвинуться ещё на несколько метров, однако в конце всё равно непроходимая щель, которая просматривается ещё метров на 5, камень пробрасывается вниз на пару метров.
вход в правую ветвь, 09.2006 выход на северный ручей, 09.2006          Вход в Правую ветвь расположен на правой стене Шляпы, представляет собой раздолбленное очко в полутора метрах от пола. За очком ход идёт круто вниз, есть отвилок влево с разнообразной натёчкой. Далее катушка прерывается 5м уступом, после чего ход выпадает на Северный ручей. Вверх по ручью через 40м ход кончается узостью. Вниз по течению – попадаем к раздвоению. Основная часть воды уходит по современному промытому руслу в уступ 5м и в далее в узкий сифон. Но часть воды утекает орографически вправо, по глиняному ходу в уступ 2.5м к навалу обглиненных глыб. Между глыб – отвес 3.5 метра до зеркала воды. Однако глыбы лежат неустойчиво, неясно как безопасно спускаться. Сифон Северного ручья и зеркало этого подзавального озера на 10м ниже уровня входного озера.
вход в левую ветвь, 09.2006 ручей, исчезнувший в центральной части, 11.2005          Вернёмся к входному озеру. Сразу за ним, под левую стену ныряет низкий ход с водой на дне. Через несколько метров выходим к истоку ручейка справа, тому самому, что мы видели в Цетральной части. Он вытекает из дырки с натёчкой диаметром сантиметров 5. Уходим от ручья, ход продолжается, повернув влево, он слабовосходящий. На стенах мягкая светлая натёчка, пещерное молоко. Выходим в Зал Мышей, в потолке – труба. Впрочем, летучие мыши есть по всей пещере. Ход заканчивается в следующем гроте, Белая Невеста, в котором по стене из трубы спускается большая белая натёчка. Из этого зала можно выйти влево через короткий меандрик в параллельную галерею. В неё же ведёт пара левых отвилков перед Белой Невестой.приток ручья надежд, 09.2006галерея ручья надежд, 09.2006потолок галереи в левой системе, 11.2005 По галерее справа налево течёт ручей Надежд. Вниз по течению ход затыкается глинистой узостью-сифоном. От этого места рукой подать до поверхности, ручей вытекает через дырку диаметром 10см из стены кулуара, на плоскую полочку, что находится слева от входа в Большую Медведицу (если стоять к нему лицом). Вверх по ручью Надежд можно пройти до раздолбленной узости, с глыбой поперёк, за которой просторная галерея выводит в грот Десятилетия Диггеризма. За гротом галерея ещё продолжается, и заканчиватся сцементированным завалом, перекрывающим ход, из-под которого вытекает ручей.

Пещера Малая Медведица. Вход находится в 60м от Б.М. и метров на 20 ниже по уровню, заметить его можно по левую руку, поднимаясь по кулуару, но нужно сильно присматриваться. Вход горизонтальный, небольшого сечения, диаметром около 1м, с довольно сильной тягой. Если на первой развилке повернуть направо, по тяге, попадаешь в небольшой грот, в потолке которого видна дыра на улицу – вот оно, объяснение тяги. Все ходы пещеры довольно быстро затыкаются.