в начало

Пещеры / Каракольская, Музейная, Верхнекаракольская / Описание

Подходы. Из Бийска можно запросто добраться рейсовым автобусом до села Солонешное (160км) - райцентр Алтайского края, автобус ходит утром и в обед. Дальше регулярного транспорта нет, надо добираться по трассе в сторону деревни Чёрный Ануй через сёла Топольное (20км), Тог-Алтай до сворота на дер. Каракол (ещё 25км). Дорога не очень хорошая, но проходима на любом транспорте в любую погоду. Прямо перед впадением р.Каракол на трассе находится археологический стационар и туристический комплекс "Денисова пещера". одинокая горка Свороток направо (не доезжая пары километров до Чёрного Ануя), вверх по реке Каракол к одноимённой деревне представляет собой отличную неразбитую гравийную дорогу. Через 14км, не доезжая деревни километра 4 надо перейти через реку вброд на её правый берег к одинокой горке. От подножия горы до речки - распаханное поле, вдоль речки и вдоль горы - грунтовые дороги. Снизу, с поля видно место расположения пещер - известняковые скалы под вершиной справа проглядывают сквозь лес. Тропа к пещере идёт по самому правому краю горы (если стоять к ней лицом), до середины подъёма раскатана машинами (на 07.2003). Подъём заканчивается вблизи вершины: тропа подходит к воронке с неширокой дыркой в земле, уходящей вниз. Это небольшая (сумма ходов 350м) горизонтальная пещера Каракольская (Старокаракольская). От неё налево тропа через 100 метров приводит к нисходящему гроту под скальной стенкой. Это пещера Музейная (Новокаракольская). Если опять пройти метров 50 налево, ещё выше будет маленькая пещера Верхнекаракольская.
         Если добираться на машине, или если двигаться от деревни Каракол, либо если просто не хочется бродить через р.Каракол, можно переехать речку по мостику (2км не доезжая деревни), потом вернуться к горе по правому берегу речки по грунтовой дороге.

Пещера Каракольская. За узким входом сразу следует просторная горизонтальная галерея. Слева вниз уходят дыры в относительно красивый нижний этаж с натёчкой. Галерея же (во многих местах можно пролазить по ходам, параллельным основному) подходит к небольшой глиняной катушке слева направо. Налево вверх небольшой гротик за ним скоро тупик. Направо вниз начинается широкая низкая галерея, приводящая в просторный грот с плоским дном. Отсюда вверх коротенький ход, тупик, видны корни деревьев.

Пещера Музейная. В пещеру ведёт два входа. Первый - из грота сразу направо вниз между камней уходит лаз, ведущий к отвесу метров 5-7. Отвес в нешироком разломе, обледенелый, нужна верёвка метров 15, вязаться за проушину на входе в лаз. Второй вход находится в двух метрах слева от грота - неширокая горизонтальная щель. За ней начинается низкий горизонтальный ход, который метров через 15 поворачивает направо, наклоняется вниз и ещё через 15 метров приводит к сужению, за которым начинается колодец - катушка 5м и отвес 7м. Навеску можно сделать возле сужения за огромную проушину. Этот колодец выпадает в разлом метрах в 10 дальше первого колодца.
иней натёчка           Сразу под колодцем холодно, стены в инее, местами лёд, валяются брёвна. Дальше, после уступа 2м, ход идёт вниз и разветвляется. Вниз по основному ходу небольшой чистый сухой лабиринт, изобилующий разнообразной натёчкой. Если же забирать направо, мимо ледяных сталагмитов, по невысокому, но широкому горизонтальному ходу можно пройти в обвальный грот с огромными глыбами, под которыми можно полазить по завальному лабиринтику с массой натёчки. Лазить можно и в завале внизу слева, на подходе к гроту. Вообще, вся нижняя часть пещеры представляет собой заваленный глыбами наклонный разлом, заросший натёчкой и поверх засыпанный обломками натёков.

Пещера Верхнекаракольская. Из трёх каракольских пещер самый внушительный вход. Далее следует длинная галерея, кончающаяся тупиком. Тут можно найти прекрасно сохранившиеся надписи пещерных вандалов дореволюционной поры, датированы 1911г. Больше того, существует открытка с изображением входа в эту пещеру именно 1911 года.