в начало

Пещеры / Кашкулакская / Описание

Подходы. До станции Шира (ветка Ачинск-Абакан) легко добраться на поезде. Далее можно ехать на автобусе, следующем до Коммунара, минуя деревню Марчелгаш до села Топаново, которое стоит на стыке степи и гор. Здесь надо свернуть с трассы влево и двигаться к горам по дороге вверх вдоль ручья Тюрим. Дорога сразу за селом переходит с левого берега на правый (орографически), после этого пересекать ручей не надо. Дорога сперва пересекает одну за другой четыре больших поляны, на второй из них, в конце, справа у дороги раздвоенная лиственница. Периодически влево по логам уходят ответвления. После четвёртой поляны слева широгий открытый лог, по нему ответвление, рядом растут две берёзы с т.н."ведьминой метлой" - большой ком из веток типа огромного вороньего гнезда. После этого ориентира следуют ответвления налево через 1км, 1.5км, 1.1км (лесовозная дорога), 1.3км. На последней развилке надо свернуть налево. Нужный свороток - довольно широкий лог, слева характерные скальные выходы известняка, ответвление довольно накатанное. Вверх по этому логу через 500м слева старая известковая печь. Если развилку проморгать, то перед следующим ответвлением (по нему тоже есть печь) дорога проходит через бетонную трубу, а если проскочить ещё дальше на другой стороне ручья будет белый домик, и дорога переходит через Тюрим. Всё это верный признак неверного пути! От Топаново до нужного лога около 10км. Лог сухой, вверх по нему до пещеры около 2км. Дорога кончается на вытоптанной поляне с костровищем, ко входу, вверх на правый борт суходола, ведёт набитая тропа около 50м. Левый борт лога сложен некарстующимися породами. До самой поляны можно доехать на любой машине, идти же пешком от Топаново безрадостно.

Вход          Пещера. Вход представляет собой две провальных воронки в сотне метров от дна суходола. Нижняя воронка меньше диаметром, спуск в неё - камин 3м, заботливо поставлена лесенка. Верхняя воронка глубже, но можно пешком пройти в небольшое окошко и спуститься на дно провала - грот "Обеденный". На дне немного льда, холодно. Налево вниз уходит тупиковый ход "Лисий лаз" - объект раскопок. В дальнем конце грота начинается большая галерея, на полу ледяные сталагмиты, на стенках иней. Галерея приходит в грот "Храмовый". Тут уступ 1.5м, перед которым налево вниз уходит ход "Метрополитен", приводящий к колодцу 30м в грот "Энтузиастов", однако так никто не ходит. перила В "Храмовом" следы древнего кострища, потолок закопчён. За уступом большой сталагмит, далее галерея приходит к балкону над колодцем 30м опять же в грот "Энтузиастов". Налево по полочке к шлямбурному крюку для перил, дальше со страховкой вверх по карстовому мосту над колодцем на уступ 1.5м. Если пройти прямо, можно завязать конец перил за проушину и дальше налево через узкий ход в натёчке зайти в систему "Мракобесов" - два небольших гротика с узким ходом между ними. Второй из гротиков очень богат натёчкой: колонны, занавеси, сталагмиты. Посередине большой полузаросший незаполненный гур. По стенкам слегка сочится, редкая капель.
         Если с карстового моста спуститься налево по камину 4м (где-то тут теперь забиты 3 новых анкера, см. прим.), оставляя сзади катушку к колодцу в грот "Энтузиастов", через окно попадаем в большую галерею "Ход Конём". Галерея заворачивает налево и заканчивается колодцем 10м, навеска за проушины или за глыбу (опять 3 анкера, см. прим.). Колодец приводит в самую верхнюю часть грота "Энтузиастов". От навески сразу направо вверх стенка 10м. стенка 10м Лазанье свободное, но нужна страховка. Можно использовать верёвку навешенную в колодце, хотя тогда в верхней части грозит приличный маятник. Наверху стенки крюк с петлёй из верёвки, чтобы сдёрнуть повешенную страховку (и тут анкер, прим.). Это вход в систему "Волшебное кольцо". Система представляет собой просторную галерею с кольцевым ходом, в паре мест присутствует натёчка. В дальнем конце восходящий лабиринтик с гротом "Жемчужных озёр".
         Вернёмся к гроту "Энтузиастов". На его дне в своё время было множество костей животных, древних и современных. В самой нижней части грота направо вниз невысокий ход в грот "Скелет". Якобы тут был найден скелет девушки. Стоит высокая деревянная лестница, по-видимому к припотолочному тупиковому горизонтальному ходу. Считается, что этот ход раньше выходил на поверхность, и туда провалилась девушка. Из этого хода однажды был зафиксирован водопад с небольшим расходом.
         Немного левее хода к "Скелету" вверх по узкому ходу, затем направо по наклонной щели к колодцу 20м, навеска за три шлямбурных крюка. Колодец в пустоте, но навеска сделана не очень удачно: верёвка наверху забивается в щель. (Устар., теперь и тут тоже 2 анкера, см. прим.) Внизу - грот "Обвальный" (он же "Мрачный") - дно пещеры. Дно грота представляется перспективным местом для раскопок. Также перспективным кажется восхождение вверх по разлому над колодцем. В "Обвальном", если стоять спиной к навеске, направо - стенка 8м в грот "Армейский", на 05.2002 сверху висела верёвка.
         Интересно, что хотя пещера совершенно сухая, неоднократно очевидцы наблюдали затопление до уровня начиная от грота "Обвальный" кончая верхом колодца в грот "Энтузиастов". О таких затоплениях сообщает, например, Олег Добров в спелеорассылке. Затопления происходили в период ноябрь - начало мая. Причём пещера полностью просыхала за неделю. Летом же отмечалось поглощение ручья выше по суходолу, хотя пещера оставалась сухой. Тяги в пещере нигде не замечено.

Примечание. 10.03.2003, в cспелеорассылке Сергей Величко написал: «Спешу сообщить всем, кто посещает пещеру Кашкулакскую (Хакасия), что уступы в ней теперь пробиты под СРТ анкерами Hilti 12 на 55 мм, со стационарными "ушами". 1) На спуске в "Ход Конем" - 3 анкера; 2) Из "Х.К." - в "Энтузиастов" - 3 анкера; 3) Верх катушки в "Жемчужный" - 1 анкер; 4) Спуск в "Мрачный" - 2 анкера (второй - за углом, над отвесом!)»