в начало

Альбом / Кокуя '2006

материалы по пп. Большая Медведица, Кат-Шу все фотографии

Редкий диггер не мечтает провести майские праздники с пользой, то есть размять свои затёкшие члены, утрамбовываясь в какую-нибудь перспективную узость. Но мечты мечтами, а перспективные узости очень уж далеко от удобного дивана. Нашлись четверо смелых, отважных, можно даже сказать, отчаянных. Вот их имена: Сергей Ткаченко, Паша Шубин, Ира Коротаева и Дима Шварц, все как на подбор красавцы, умницы, диггеры. Они оторвали свои чресла от кресел, и решительно отправились на склоны горы Кокуя с целью исследовать п.Большая Медведица и побродить по интересному плато. Был и ещё один участник, не столь смелый, ростом помельче, серая личность, одним словом. Арсений.
в гостях у сказки           Далее следуют скупые лишённые всякого лиризма выдержки из путевых заметок одного из участников путешествия:

Приехали 6 мая поздно вечером в Юрток, потолковали с ребятами, они пустили переночевать в теплый домик, рассказали нам, что снега – до ж..., да мы и сами это вдоль дороги увидели, и выдали лыжи с камусом – просто песня.
под пихтой           7-го в 9 утра забросили нас к мостику через Иогач на уазике – дорога через мостик под снегом, дальше уже только пешком. Юртокцы нам предлагали подняться в охотничью избушку, которая на западном склоне от вершины Кокуи, но мы пока шли вверх со всем барахлом (а мы взяли гидры, кувалду, плюс девушку, поэтому нам было нелегко) решили – нафиг эту избушку и остановились на южном склоне Кокуи под пихточкой лагерем. Пошли налегке разведать дорогу до пещеры. Хорошо, хоть Иру с котом в лагере оставили.
траверс           Друзья, я вам скажу, дорога с плато до Б.Медведицы траверсом – это ж.... В общем, склон охрененной крутизны, все забуреломлено, снега то по грудь, то 10 см. Приходилось то снимать лыжи, то опять надевать, а если бы кто-нибудь отпустил лыжину, мы бы весь день ее догоняли до самого Самыша... Да, еще по пути нам встретился довольно свежий (2-3 дня) след 3 медведей, которые шли в том же направлении...
          Вышли мы к устью кулуара, примерно на 200 метров ниже (по расстоянию), да выше там и не выйдешь – уже скальники мешают. Ну вы, надеюсь, понимаете, что кулуар был полностью забит снегом и пещеры не было видно. Я так понимаю: толщина снега там была около 5 метров, плюс виден след от свежей лавинки – когда падал мокрый снег – она сошла, а теперь все заледенело и получилась неплохая корка.
б.медведица весной           Снежный конус полностью перекрыл вход в пещеру, однако между его внутренним склоном и скалой образовалась нормальная щель шириной до метра – так что прошел в пещеру без проблем. Как и ожидалось, уровень озера поднялся по сравнению с осенним примерно на метр, а может и больше. Озеро около входа промерзло до дна. Чуть глубже в пещеру – уже слоеный пирог – у дна лед, около поверхности сантиметров 10 воды, сверху опять 2см льда. Чем дальше в пещеру, тем слой воды больше, придонный лед становится неровным и покатым вглубь пещеры.родник Я был в болотниках и по левой стенке дошел до того места, где должен быть ползун в "левую" систему. Убедился, что он полностью затоплен и забит льдом. Воды было уже по колено. Тут меня чуть не укатило по этой катушке в пучину воды, однако, я, вцепившись в дно всеми 4 конечностями, выскребся обратно к снежному конусу. В это время к пещере уже подобрался Паша Шубин, мы сделали пару фоток и поперли вниз, где уже во всю глотку орал Дима Шварц, что все, капец, скоро темно, пора домой. Дима, оказывается, времени даром не терял и нашел родник, бьющий прямо из скалы чуть севернее этого кулуара... Даже не верится, но в лагерь мы вернулись без особых потерь.
          Утром 8 мая мы пошли в спелео-поиск по плато. Правда пришлось использовать все свое ораторское искусство, а также актерское мастерство, чтобы в красках расписать, как я (известный первооткрыватель пещер) был безмерно счастлив с братцем Олегом Денисовым обнаружить "Эльдорадо" на Мрас-Су. Паша ворчал, что без GPS-а мы только зря будем таскаться по тайге, а наш труд не будет запечатлен в электронной памяти вумного прибора и пропадет втуне. Однако, наконец, консенсус был найден и вся четверка выдвинулась вперед к открытиям.
подснежный поиск неслабые прогулки медведицы. большие и малые           Надо сказать, что лагерь наш стоял прямо рядом с воронкой, достаточно приличных размеров (примерно 20м диаметром и 5 глубиной), но к сожалению без признаков тяги. Погуляли мы в тот день неслабо, воронок нашли немало, некоторые с продушинами. Опять же медвежьих следов (те же медведи, что и на косогоре, похоже) увидели. Уже после обеда Паша Шубин сообщил что нашел пещеру, мы, конечно, не очень поверили, потому что я уже сидел в обнаруженном Ирой провале под снегом и тыркал ногами в заледенелые дырочки, да и вообще, когда на Алтае последний раз находили пещеру с открытым входом? Лет надцать назад Геофизическую? Ну, в общем, мы к Паше пришли кто через полчаса, а я так и вовсе через час и убедились, что нам крупно повезло. Прорубившись сквозь лесной завал на дне воронки, вышли к обледенелому очку, за которым камешек падал в уступ и летел дальше. Первооткрыватель нарёк сей перспективный понор Кат-Шу. По пути в лагерь под Ириной сломалась лыжа – четко посередине, на ровном месте. День стоял теплый, и снег к вечеру начал проваливаться.
          Ну а 9-го спокойно спустились вниз. Я перекрутил крепление на половинку лыжи и потихоньку спустился. Хотя и ворчал на всех, что копаются, и корка уже начала ломаться на снегу, и лыжи проваливаются. Вышли к дороге, как и договаривались, к 14-00, забросились в Уаз-ик и вот уже в Юртоке. Договорились в компенсацию за сломанную лыжу привезти новую пару.на катунив каньонецветы алтая Распрощались, и вот мы в Бийске, а Дима с Ирой все еще где-то колесят по Горному Алтаю.
          Остаётся только подвести черту, придать тексту завершённый вид. Дима с Ирой, разумеется, давно уже отколесились, прокатившись по долине Катуни сперва на р.Чемал, а потом до села Ороктой, наслаждаясь катунским летом после суровой телецкой зимы. Как говорится, если весна не идёт к Магомету, то стоит самому поискать тёплые края.