в начало

все фотографии

старт
31.07.14

     Выезд из Женевы, примерно в полдень.
     Мы несколько задержались с выездом (всё в диггерском стиле: к заранее назначенному времени отъезда дядя Макс только начал собирать свой рюкзак). Пришлось пару тройку часов постоять в пробке перед въездом в тоннель перед Мон-Бланом. Зато по ту сторону тоннеля сразу стало понятно что мы в Италии – светило солнце и стояла настоящая жара. Не то, что во Франции и Швейцарии.
     Примерно через час остановились отведать местных деликатесов в придорожном торговом центре. А именно: сосисок в тесте и буфетной пиццы. Двинулись дальше и под Миланом опять встали в пробку. Ночевать планировали в кемпинге, поэтому ужинали в придорожном ресторане уже часов в десять вечера. Ещё часа полтора ушло, чтобы доехать до кемпинга.
     Когда устроились в домике (две маленькие спальни и прихожая-кухня с раскладной кроватью) и уложили девчонок спать, пошли искупаться в Адриатическом море. Море, правда, в этом месте слегка подкачало – мелкое и илистое. Но галочку поставили!

01.08.2014

     На следующее утро Юра и Таня с детьми отправились гулять и купаться, а я остался модифицировать мой Петцл дуо (вставлять в него свет CustomDUOOmniv4) и привинчивать всё это хозяйство на каску. Эх, прощай старая тёплая карбидка!
     Около двенадцати мы выехали из кемпинга и уже часа через полтора пересекли гос. границу, и въехали в Словению. Практически сразу остановились у большого торгового центра пообедать и докупить мне всё то, что я впопыхах забыл дома.
     Часам к шести мы прибыли в Бовец – туристический городок у подножья Юлианских Альп. Поставили палатки в кемпинге, и мы с Юриком отправились на встречу со словенскими кейверами в пивнуху. Там, за пивом, и выковали план на следующий день.

02.08.2014

     Утром собрали палатки, сели в машину и присоединились к местным за завтраком в кафе. Часов в восемь утра выехали из города. Дорога заняла около полутора часов. И вот, мы у подножья гор! Пока мы собирались, основная группа кабанов уже убежала вперед. Нам, как немощным и детям, выделили в проводники будущую медсестру. Девушку звали Андреа. По предоставленным агентурным данным, молодой и сильный спелеолог с рюкзаком в состоянии добраться до лагеря на горе за полтора-два часа. У нас ушло на дорогу около пяти.
     Общий подъём составил около 900 метров. Первая, примерно, треть тропы идёт по симпатичному буковому лесу, далее промежуточная часть – кустарник и альпийский луг, и уже чисто горная тропа. Сильно выручают тропы и иногда целые участки каменной дороги, насыпанные и обустроенные ещё в Первую мировую войну итальянской армией и её союзниками.
     Вода у нас закончилась уже у самого конца подъёма. Добрая будущая медсестра Андреа предложила глотнуть чего-то прозрачного из своей бутылочки, но выяснилось, что это был шнапс. От шнапса мы воздержались. К счастью, примерно в двадцати минутах хода до лагеря был водопой – каменная ванна литров на 150 выдолбленная в скалах теми же трудолюбивыми итальянскими воинами, которая наполняется водой из ледниковых ручейков. Там мы устроили последний перед финальным рывком привал. Оставшиеся двадцать минут подъёма растянулись на все сорок, и я уже думал, что тут и помру. Но вот показались палатки и, ура-ура, мы прибыли на место. Вообще степень нашей усталости зависела, видимо, от веса рюкзаков. Бодрее всех была Сашенька, которой по малолетству рюкзака не досталось. Оля несла свой рюкзачок с самыми необходимыми вещами и уже слегка покряхтывала. Таня держалась молодцом. Юрик был ещё весьма бодр, а я просто помирал. Из чего ясно, что мой рюкзак был самый тяжёлый. Историки спорят по поводу достоверности этого утверждения. Тот факт, что свои туристические ботинки я забыл дома, а новые купить пожадничал, тоже не добавлял мне выносливости. Две трети пути я прошел в сандалетах (привет, Костян!), потом переобулся в пещерные сапоги.
     Как бы то ни было, до лагеря мы добрались, и принялись подыскивать место для палаток. Я нашёл симпатичную полянку, но местный бывалый спелеолог указал мне на дырку в горстке камней поблизости и сказал, что там живёт гадюка, и не следует её расстраивать. Гадюку я потом видел – чёрная тварь сантиметров 80 длиной, но не агрессивная. Палатку я поставил в ложбинке неподалёку.
лагерь столовая плита
     Вообще, лагерь представляет из себя небольшое плато на перевале, оборудованное двумя столовыми, сложенными из камней теми же вояками. Одна из них затягивается тентом и используется как общий зал для готовки, еды и собраний. Внутри имеется стол и скамьи. На кухне присутствует двухконфорочная газовая плита. Свой газ мы не тащили, использовали местный. Согласно принятым нормам, мы принесли литр вискаря, но от его употребления и предложенных шнапсов, сливовиц и прочих разносолов в первый вечер отказались.

03.08.2014

     Кто ходит в гости по утрам... в смысле, кто лезет в ямы (по-словенски – пещеры) с первого дня на горе... ну у того, в общем, не самый высокий IQ. К тому же у нас, не смотря на все геройские подвиги и архитяжелый рюкзак Макса, половина жратвы осталась в машине под горой. Пришлось нам с Максом исправить это упущение. После вчерашней разминки и с более лёгким рюкзаком подъём прошёл веселее. А на пути вниз так и просто насладились пейзажем и конспиративной теорией знатоков с Эха Москвы (в исполнении Макса) о секретных планах г-на П по захвату мирового господства.

диба
04.08.2014

     Утром, как запланировали накануне, мы с Юриком присоединились к Тео и Матицу (мой приятель по J2, Матиц Ди Батиста по прозвищу "Диба" – наш пропуск в заповедный мир Канинских ям) для выхода в пещеру Сурока. Там планировалось сверлить шурфы для подрывных работ и расширения прохода в нижней части пещеры. Спуск к пещере занял минут двадцать. Матиц и Тео полезли первыми, мы с Юриком чуть позже. Это был мой первый выход за последние 10 лет.
     Ну что я могу сказать – ходить с электричеством можно! Тем более, что я выбрал тёплый, ламповый свет (3000 K против вместо обычного белого 6000 К). Вниз ехали весело, налегке. Я, правда, подтормаживал на перестежках, чтобы меня не пришлось потом выносить наверх остальным.
     Пещера мне понравилась – то что надо! Сухая, просторная, шкуродёры все заботливо взорваны. Доехали до дна (около −180 м) без приключений. Там нашли Тео и Матица, которые перекусывали и собирались подниматься наверх. Взрывные работы откладывались, поскольку одно сверло застряло в породе, а два других они про...ли куда-то упустили в расщелину. Они пошли первыми, мы – за ними. Сколько у нас занял подъём я не засекал, но по моим ощущениям было самое то – я устал, но как раз в меру для первого выхода.
     Добрались до лагеря, поужинали, тяпнули по вискарику за первый выход и отправились по койкам. По моему настоянию бутылку оставили на столе, все так делали.

05.08.2014

     Утром возле столовой обнаружилась наша бутыка – пустая. И с ней ещё парочка – ребята хорошо посидели! Не подумайте, что они алкаши какие, просто народу там было много – постоянно человек 20, наверное, иногда и больше. Постоянно кто-то приходил, кто-то уходил. После завтрака, Юрик с Таней отправились в Суроку, а я остался на хозяйстве и караулить детей. Вечером встречали усталых, но счастливых родителей и кормили их ужином.

06.08.2014

     На следущее утро, часов уже в 12, я присоеденился к партии вышедшей в пещеру P4. Всего нас было пятеро – я, студентка-дипломница Шпела (биолог, специалист по пещерной фауне), предводитель Анжей и ещё парень и девушка, которые не планировали лезть до низа. Шли по живописной тропе, частью по снежнику. Дорога заняла минут 40. В пещеру зашли часа в два.
     После входного колодца тандемом идут два шкуродера. Как меня просветил Юрик, их официальные названия "Мала еба" и "Велика еба". Вниз и с маленьким транспортом они проходятся вполне нормально. Потом идёт серия колодцев, некоторые метров по 50-60. Проезжая очередной, я с ужасом думал, что потом ещё придётся карабкаться наверх. Горизонтального лазанья почти нет – пара траверсов.
     Спустились до конца провешенной части – всего где-то −450 м. На последних двух колодцах уже прилично поливало. Местные для предохранения используют мусорные мешки, которые надеваются поверх комбеза и защищают торс от воды. Вполне работает.
макс команда первопроход
     По плану Анжей и Шпела должны были сделать навеску в следующий колодец. Анжей вкрутил крюки, попытался спуститься ниже, но очень быстро промок, и мы срочно заторопились наверх. Анжей ушел вперёд отогреваться, а Шпела, напевая песенки, шла за мной следом. Думаю, часа на два я её затормозил. В силу свой профессии, она чувствует себя в пещерах как дома. Как бы то ни было, до входных шкуродеров мы добрались, и там я в полной мере оценил их названия. В общем, вылез я уже никакой. До лагеря доплелся кое-как, и главной моей мечтой был горячий чай с сахаром. Благодаря Тане и Юрику мечта моя осуществилась!
узость канин коллеги
     В то время пока Макс преодолевал свои ебы, остальная часть диггерской команды требовала посильных подвигов. С пещерами на горе Канин проблем нет, но найти горизонтальную дело нетривиальное. Как всегда выручил Диба, указав на небольшую безымянную пещерку, случайно найденную им пару лет назад. С большим энтузиазмом молодое поколение под предводительством отца диггиеризма совершили её полное прохождение попутно присвоив гордое имя Отрошка яма (словенск. – Детская пещера). Мать детей отца диггеризма участвовать в прохождении отказалась, сославшись на входную узость. Неудовлетворенные достигнутым, после обеда мы с Олей отправились в сторону вершины Канин обозревать окрестности и искать новые пещеры. В качестве руководства использовали довольно подробную карту с указанием всех входов, занесённых в официальный кадастр до 2012-го года. Засняли координаты десятка входов. К одиному из них, колодцу метров 15-ти, решили вернуться на следующий день с верёвкой. По дороге встретили ребят из спелеоклуба Ново Место. Мужики пригласили нас к себе в лагерь выпить чайку и посмотреть на дыру, в которой они работают. За визитами остаток дня пролетел незаметно, вернулись в лагерь уже затемно.

07.08.2014

     На следующий день мы с Таней, детьми и словенским парнем по прозвищу Ланко (настоящего имени не помню) пошли штурмовать 15-ти метровый колодец и всё что удастся найти за ним. Этого оказалось немного – наклонный грот с завалом и снежной пробкой в конце. По местным правилам, все пещеры длиннее 15 м положено топосъёмить и заносить в кадастр. Сделали как положено, так что теперь в кадастре Канинских пещер есть и диггерский след. Назвали пещеру, естественно, Отрошко брездно (словенск. – Детская пропасть).

08.08.2014

     Сегодня моя очередь познакомиться с Р4. Макс вежливо отказывается, идём двумя двойками: я с Матиа (еще один прияталь по J2, сейчас постдоком в штатах, приехал в отпуск) и Анжей со Шпелой. Мы с Матиа выходим раньше, Анжей со Шпелой не спешат, кто знает, может они вообще передумают идти. На спуске Матиа философски замечает, что парень, который дал звучные названия входным калибрам, глубже них не ходил, а на −200 м есть меандр, по сравнению с которым Велика и Мала ебы просто цветочки. Вскоре понимаю его правоту. Названия новых препятствий приходят сами собой: узка еба, холодна еба, глубока еба... Наконец, подходим к колодцу, не пройденному Анжеем. Над ним лежит заботливо оставленный Хилти и болт-бэг, у нас с собой 200 м верёвки и болты. Матиа предлагает мне заняться навеской, пакуем верёвку, беру горсть болтов и ушей. Если использовать болты Анжея навеска пойдёт по самой воде, бью новые крючья и выношу навеску в сторону. Первые 15 м еду вниз без воды, делаю перестежку, ещё 15 м без воды, ещё перестежку – ещё 10 м только капель. Метрах в пятнадцати ниже видно дно колодца, если сделать ещё перестёжку, то наверное будет сухо, но лень, опять же у меня с собой остался только один болт. А если не делать, вроде тоже ничего страшного. Решаю спускаться, ошибка сапера, на последних 10 метрах – мокра еба, поливает не по-детски. Кричу, что навеска свободна и иду осматривать грот. Очень быстро вижу у дальней стенки новый колодец, в который сверху спускается навеска. Мы через параллельный ствол вышли в известную придонную часть пещеры. Хочу крикнуть Матиа, чтобы он остался наверху и не мок зря, но поздно, он уже внизу со всей оставшейся навеской. Тащим барахло на верх колодца, берём то, что нужно вынести в любом случае, дрель, батареи и т.п. Оставляем веревку и болты в надежде, что Шпела и Анжей всё-таки появятся и заберут их. Только начинаем подъём наверх, появляется вторая двойка. Анжей говорит, что нашёл еще один параллельный колодец и они хотят его посмотреть, оставляем им всё для навески, берём одну из батарей и немного барахла по мелочи. Налегке не так страшны ебы, как их малюют, выходим на поверхность под полную луну и звёздное небо. Шпела и Анжей возвращаются в лагерь под утро, говорят их ствол продолжается.

09.08.2014

     В этот день народ ещё оставался в лагере и планировал вечеринку. Мы же решили спуститься пораньше и провести день в Любляне – столице Словении. Собрали скарб, спустились с горы. К вечеру были в Бовице. По случаю туристического сезона, места в отелях были проблемой, а в палатках спать уже надоело. В итоге, нашлись места в хостеле. В городе, тем временем, что-то праздновали. Сказали, что это праздник картошки. Ну, нехай будет картошка, подумали мы и пошли на праздник. Там поужинали местным блюдом – цилиндрическими котлетками с пивом (вообще-то согласно компетентным источникам эти сосиски из грубого фарша родом из соседней Хорватии и называются поэтично – чивапчичи).

соча
10.08.2004

     Наутро выехали в Любляну. По дороге остановились на берегу местной достопримечательности – реки Соча. Действительно очень красиво. До Любляны добрались только к обеду. Посетили там музей – крепость на вершине холма над городом. Внутри имеется краеведческий музей. Узнали много нового об истории Словении в доисторические и новейшие времена. Поужинали в ресторане. Переночевали в маленьком хостеле на окраине города.

11.08.2014

     В 8:00 выехали в Женеву. По счастью, в этот раз обошлось без пробок. В итоге, уже к семи вечера мы добрались до дому, усталые, но довольные!