в начало

Архив / * * *

Когда я был маленьким, бабушка била меня палкой. Папа – широким солдатским ремнём, а пару раз запустил поленом. Старший брат жрал мои пельмени. В детском саду я любил лазить по деревьям: три раза падал, получая сотрясение мозга. В первом классе стершеклассники подначили меня нажать на кнопку звонка рядом с кабинетом директора. В университете я пил, впрочем, не больше остальных. Есть ли в этом смысл – вопрос?
          В конце 2006 года Юра Шварц сообщил мне, что планирует спелеовылазку в West Virginia в начале следующего года. На следующий день я купил билеты, превратив тем самым его планы в свою грядущую реальность, возвращать билеты было нельзя: поездка стала неизбежной. В анонсе Юра обещал цвет западновирджинской спелеологии как команду, сельские пейзажи с бурёнками на поверхности и новые никем не потёртые шклявы под землёй.
          День Х настал, Юрик подбирает меня в аэропорту Нью-Йорка, колбаса и диггерская беседа делает семичасовой путь к Вирджинии незаметным. Цвет вирджинской спелеологии ожидал нас в скромной избушке с двумя туалетами, двумя спальнями и камином. Жизнерадостный толстяк Льюис Кэролл – работник какой-то госконторы, удачный продукт американской ортопедии – все суставы из титана и пластика. Здоровяк Марк – студент, изучающий что-то синекурное типа политологии в Columbia University. Третий, унылый худой Томми, страдающий от всех возможных болезней и стервы жены, появится завтра. Пьём пиво, ругаем Буша, идём спать.
          Утро начинаем в местном ресторане. Кряхтя, появляется Томми – у него с утра болит спина и барахлит печень. Обе пещеры, запланированные на этот выход, находятся в долине Germany Valley, на входе в которую мы сейчас и сидим. Долина является большим карстовым плато со множеством ферм и фермеров, разъезжающих на тракторах "Беларусь". Когда у какого-либо колхозника уходит под землю нужник – верная примета для спелеолога: копать здесь. Первой целью является Memorial Day Cave, примерно 2Б по русской классификации. Почти до самой пещеры ведёт асфальтированная дорога, в конце неё вполне по-русски стоит раздолбанный ржавый грузовик, от него тропинка ко входу. Аборигены одевают сбрую и фотографируются на фоне входа; я отскакиваю в уверенности, что это плохая примета, но Юрик убеждает, что в современной американской спелеологии это вовсе не примета, и вовсе не плохая.
          Лезем в дыру: первым лезет Льюис, обладатель самой большой кормы, он является мерилом: там где пролезла его задница, мы с Юриком можем идти, держась за руки по двое. Затем остальные, Томми последним: у него ноют коленные суставы и побаливает селезёнка. Цель нашего похода весьма героическая: мы должны доползти в район возможного второго входа в пещеру, где незадолго до этого с поверхности неизвестные мне друзья взорвут заряд взрывчатки. Подойдя к его (входа) предполагаемому расположению мы должны жадно нюхать воздух в попытке почувствовать запах пороха. Если услышали, значит взрывают в нужном месте. Меня немного тревожит вопрос: а что если эти друзья тоже прилетели из Калифорнии или ещё откуда и забыли перевести свои часы? Но уверенная рожа Юрика не оставляет места для сомнений: надо идти и нюхать. Два колодца, дюжина завалов, полная история болезни Томми, и мы перед последним препятствием – траверсом над колодцем. На траверсе висит старая 12мм верёвка, повешенная каким-то местным мудаком по всем перегибам и с недетскими провисами. Нюхать надо на другой стороне. Юрик, бесстрашно матерясь, ползёт по траверсу. Верёвка трещит, скрипит и трётся по перегибам. У Томми болит печёнка, Люис жалуется на боль в титановых суставах. Марк, подумав, говорит, что кабы не недавняя свадьба, то он бы полез, но вот сейчас оставить молодую жену вдовой, ну никак... Подобрав сопли, я изображаю чудеса французской спелеоскалолазной техники, с тройным по сравнению с Юриком усилием переползаю на ту сторону. Томми заявляет с той стороны, что теперь его мутит, и он точно никуда не хочет. Влазим с Юриком в натёчную шкляву и нюхаем воздух. Густо пахнет вчерашней колбасой, но никак не порохом. Обратно ползётся веселее. Завалы, колодцы, завалы и мы во входной галерее, месте нашей ночёвки. Я уже два дня не пил, с тех пор как улетел из Калифорнии – горят трубы. Убеждаю Юрика совершить выход на поверхность за пивом. Полчаса по горизонтальной шкляве, заваленной камнями, не остановят двух алкоголиков. На пятерых мы затаскиваем 6 бутылок. Аборигены смотрят с восхищением на нас, но не на пиво. Две высасываю я, одну Юра, и полбутылки проливают на землю Марк, Льюис и Томми.
          На рассвете вылазим, в том же ресторане мы должны встретить следующего американского спелеокрутня – Марка (не путать со студентом). Марк и его подруга Ивонн уже ждут. По словам Юры, Марк – легендарный подземный взрывработник, регулярно работающий с самим Биллом Стоуном – Лениным американской спелеологии. Марк и вправду не по-детски крут: длинная борода, очки под Джона Леннона, блеск тонны выкуренной травы в глазах. Мужик является профессором химии и здорово знает своё дело – расхерачивание непроходимых узостей при помощи ТНТ. Взрывать будем в Легер Кейв. Небольшая пещерка с парой колодцев затыкается непроходимой пока шклявой. Из шклявы дует объёмами, от чего сумасшедшие глаза Марка становятся ещё более сумасшедшими. Марк с Ивонн валят в пещеру первыми, мы с Юрой возимся со сбруей. Марк махает нам последний раз из кустов метров со 100 – "вход здесь" – и проваливается под землю. Следующие полчаса мы убеждаемся, что здесь – это не там, входов – просто ешь-не-хочу. Лес утыкан воронками всех размеров, из пары из них недвусмысленно несёт дохлятиной. Наконец, из-под куста нам опять орёт Марк, и мы ныряем за ним в пещеру.
          Колодец, второй, Марк, не глядя, в полёте вщёлкивается спусковухой в верёвку и уезжает вниз. Я смотрю за что завязана верёвка, смотрю, трогаю, потом стучу. От небольшой загогулины, на которой висит верёвка, отлетают куски хлама. Верёвка держится за счёт ленточки, что оттягивает её вбок, не давая соскальзывать. Утешает меня лишь то, что колодец узкий, и если ленточка накроется, то у меня всё ещё останется возможность распереться. Но съезжаем без приключений. Марк сверлит дыры в стене перед узостью, запихивает в них взрывчатку, разматывает провода. Все мы прячемся за углом, выпучиваем глаза и раскрываем рты. "Марк", – успеваю спросить я, – "а ты не переборщил?" Марк жмёт кнопку. Пещера трясётся, из шклявы вылетает куча щебёнки, за углом ухает стенка. Марк хохочет, по стенам бегают ошалевшие мыши. Ещё пара взрывов, хохот Марка, узость становится проходимой. Делаем навеску над новым колодцем – внизу небольшое озеро, с полки над которым ведёт ход. Затыкается ещё одной узостью. Проверяем новые шклявы, все они затыкаются, кроме одной – туда с кувалдой и подружкой впихивается Марк. Удары сотрясают стену – Марк вошёл в раж. Время идёт: мы гуляем уже часов 8, надо подниматься наверх. С сожалением глядя на недоделанную работу, Марк решает садануть по стенке ещё разок. Стенка ухает, с грохотом перегораживая путь Марку из узости. Такие дела. Марк сидит, к счастью целый и невредимый, за глыбой, мы можем пожать ему руку, но не можем вытащить его оттуда. Пару часов мы с остервенением стучим кувалдой и зубилом, кажется ещё удар, ещё пара выбитых камней, и Марк будет освобождён. Но глыба велика, а силы диггеров на исходе. Марк решает заняться самоспасением, Ивонн, как самая заинтересованная в его спасении, бежит наверх за клиньями. Девочке 50 лет, а она сгоняла туда-обратно два колодца и сотню метров до машины за 20 минут. Марк сверлит в глыбе дыры, засовывает клинья, стучит – откалывает немалый кусок. Ещё повтор, и Марк на свободе. Сматываем за собой верёвки, поднимаемся наверх.
          Вечером роскошная вечеринка – лапша из пакетиков, немерено коньяка и пива. Юрик и сотоварищи квасят, мне не пьётся, думаю, читаю этикетку на пиве. Папа бил меня поленом, бабушка стегала прутом, а я всё равно оказался у этого костра. И это здорово, ведь иначе Марк с Юрой не смогли бы сообразить на троих, и мы бы так и не понюхали пороху в безвестной шкляве в глубине Germany Valley.

основано на реальных событиях: "Germany Valley '2007"